Средневековье

Труверы

Труве́ры (фр. trouvères, от глагола trover, trouver — находить, изображать, сочинять) — французские поэты и музыканты, главным образом, второй половины XII и XIII веков, слагавшие свою поэзию на старофранцузском языке. Сохранилось около 1400 нотированных сочинений труверов, ещё больше стихов сохранилось в виде «чистого» текста (без музыки).

Первый период

В творческой истории труверов принято выделять три периода. В первый, докуртуазный период — до середины XII века — творчество труверов анонимно. Его содержание как по форме, так и по сюжетам приближается к народной поэзии (ритмы, припев, параллелизм с миром природы и животных, календарные и обрядовые мотивы). Основные жанры — романсы или «ткацкие песни» (chansons d’histoire, chansons de toile), трогательно повествовавшие о любви, песни плясовые и весенние (rondel, reverdie, retroenge и т. п.), песни — жалобы на женскую долю (chansons de mal mariée), пасторали и т. п. Все эти песни дошли до нас в поздних списках и обычно уже в переделанном виде. Для них характерны простота языка и большая непосредственность.

Второй период

Во второй период — приблизительно в 1150—1240 гг. — поэзия труверов становится более сложной и обретает собственный личный и куртуазный характер. Содержание определяется новым светско-рыцарским мировоззрением с его «культом земной радости и любви, понимаемой как чувство, возвышающее человека, и переходящей часто в экзальтированный «культ дамы». Появившаяся в тех же общих условиях, что и поэзия трубадуров на юге Франции, лирика труверов обнаруживает черты сходства с ней по своей тематике и стилистике. Труверы испытали прямое и довольно сильное влияние поэзии трубадуров благодаря интенсивному литературному обмену, происходившему между Провансом и Францией в XII в. Труверы путешествовали по Франции, провансальские литературные вкусы и нравы всячески распространялись двумя дочерьми «первого трубадура» Гильома IX Трубадура, одна из которых стала французской королевой, другая — графиней Шампанской). Эта «провансализирующая», наиболее аристократическая линия в лирике труверов характеризуется сложной, условной фразеологией и очень приподнятой концепцией любви. Однако в ней не встречается нарочитая установка на «темный стиль» (trobar clus) некоторых трубадуров. Образцом такой вычурной поэзии может служить лирика Кретьена де Труа.

Другие видные труверы периода — Блондель де Нель, Конон Бетюнский, Тибо Шампанский (король Наварры), Готье де Куэнси (автор первого «нелатинского» собрания паралитургических песен, посвящённых Богородице) и др. Более непосредственна и проста поэзия Гаса Брюле и особенно Колена Мюзе, в творчестве которого вновь оживают мотивы и формы народных песен. Преобладающие жанры периода — песня (chanson), прение (débat и разновидность его — jeu parti), альба (alba), сирвента (serventois — полемического или агитационного характера), переработанная в куртуазном духе пастораль и т. п.

Третий период

Третий период, связанный с появлением городского сословия, характеризуется в лирике труверов выраженным перерождением рыцарских жанров и стиля. Новые городские труверы, объединявшиеся в крупных торговых и промышленных центрах Франции (особенно на севере — Артуа) в особые организации (puys) наподобие поэтических цехов, сохраняют многое из форм и техники куртуазной лирики, но привносят в неё новые элементы рационализма, натурализма, субъективизма, моральную дидактику и религиозную тематику (культ Божией Матери и т. п.). Это движение, начавшись ещё в самом конце XII в., переживало свой расцвет в середине XIII века.

Наиболее ярким представителем поэзии труверов этого периода являлся Рютбёф, наполнивший свою поэзию злободневным и публицистическим содержанием. Другие видные труверы — Жан Бодель (хронологически принадлежащий еще к предыдущему периоду, но уже дающий все элементы нового стиля), Адам де ла Аль, Жанно де Лекюрель. «Последним трувером» по традиции называют Гильома де Машо, творчество которого принадлежит уже эпохе Арс нова.

Источники

Творческое наследие труверов дошло до наших дней преимущественно через средневековые песенники, причём (как и в случае с трубадурами) число сохранившихся труверских стихов значительно превышает число труверских музыкальных сочинений. Поскольку во времена труверов музыкальная нотация именно во Франции переживала подъём (в области профессионального церковного многоголосия), многие мелодии труверов были, к счастью, нотированы (как правило, post factum) и дошли до наших дней. Всего сохранилось около 1400 нотированных песен труверов, в том числе 7 композиций Конона де Бетюна, 11 — Готье д’Эпиналя, 17 — Монио Аррасского, свыше 20 — Готье де Куэнси, 32 — Жанно де Лекюреля, 36 — Адама де ла Аля, около 50 — Тибо Шампанского и около 50 — Гаса Брюле. Наиболее значителен вклад в историю музыки «последнего трувера» — Гильома де Машо.

Обычно утверждают, что трубадурская лирика получила распространение на севере Франции благодаря покровительству трубадурам Элеоноры Аквитанской и ее дочерей, Марии Шампанской и Алэ де Блуа. Но вряд ли бы это покровительство было успешным, если бы уже не существовали соответствующие социальные условия. Устройство общества было похожим на севере и на юге Франции: феодализм, наличие богатых дворов, и культурные условия: влияние Ренессанса 12-го века.

Труверы и трубадуры поддерживали близкие отношения друг с другом, как при феодальных дворах Шампани и Блуа, так и, чуть позже, в крестовых походах. Результатом этих отношений для труверов было приобретение глубокого знания о «куртуазной любви» и трубадурской технике.

Первое, что привлекает внимание при изучение труверов, это то, что в большинстве своем первые французские подражатели трубадуров были великими феодалами; труверы же более низкого сословия находились в постоянной зависимости от одного определенного двора.

Представления о любви

Труверы и трубадуры разделяют одно и то же понятие о куртуазной любви — служение даме, обладающей феодальной властью, но это не мешает труверам существенно отличаться от своих учителей.

Главные черты любви у труверов заключаются в следующем: элемент рыцарского характера, культура и женское воспитание. Все это было лишь намечено у трубадуров, а полное развитие получило в поэзии труверов.

Труверы и трубадуры разделяют одно и то же понятие о куртуазной любви — служение даме, обладающей феодальной властью, но это не мешает труверам существенно отличаться от своих учителей.

Главные черты любви у труверов заключаются в следующем: элемент рыцарского характера, культура и женское воспитание. Все это было лишь намечено у трубадуров, а полное развитие получило в поэзии труверов.

Элемент рыцарского характера соединяет в себе некоторые черты эпического героя, такие как храбрость и пренебрежение к смерти и страданиям, и понятие «учтивости»: великодушие, защита благородных идеалов (la largesse), отвращение к жадности. Поэтому неудивительно, что появляется ранее неизвестное сочетание храбрости и учтивости; трувер надеется получить благосклонность своей дамы посредством силы собственной руки. Андреас Капелланус в своей книге De arte honeste amandi (Об искусстве учтивой любви), написанной при дворе Марии Шампанской, утверждает это понятие таким образом: «превыше всего, храбрость мужчин порождает любовь у женщин и держит их в желании любить».

Элемент культуры развился благодаря культурному возрождению 12 века. Открыты были древняя классическая литература, и из нее же были взяты идеи Овидия о любви, и многие сюжеты, развитые в куртуазной литературе (Эней, Троянская война, и т.д.). Психологические наблюдения дают тщательный анализ страстей, детальное описание признаков любви и т.д.

Третий из вышеупомянутых элементов труверской лирики — это внимание к женскому воспитанию: все более изысканное образование литературных персонажей побуждает аристократов следовать этим идеалам.

Эти три идеала образуют, по понятиям труверов, куртуазную любовь. Но, кроме того, куртуазность превращается в некоторую одержимость, которая кормится собственными страданиями.
Дама, по природе своей, должна быть высокомерной и холодной, жестокой и отчужденной по отношению к своему труверу: для него, только смерть может окончить муки. Однако дама (верх жестокости!), вместо того, чтобы позволить умереть влюбленному в нее трувера, стремится отдалить его от себя, только усугубляя его страдания.

Есть еще одна черта куртуазности, приобретающая огромную важность: «влюбленный» сам выбирает себе даму, обычно занимающую гораздо более высокое положение в обществе, чем сам трувер. Тем самым, трувер сам обрекает себя на страдания, и вполне осознанно, но, с другой стороны, это должно воодушевить трувера на совершенствование себя, чтобы добраться до этой дамы.

Расстояние между дамой и трувером — расстояние и в нравственном смысле: любовь — это наикратчайшая дорога к Богу, так как считалось, что женщина — это посредник между людьми и Богом, одним словом, «ангел».

С другой стороны, однажды признавшись в любви даме, поэт вступает в другой мир, из которого нельзя выйти: что сделано, то сделано, и даже жестокость дамы не означает поворота назад. Влюбленный должен находиться, в любом случае, рядом с дамой. Поэтому не надо удивляться таким выражениям, как «любовь без раскаяния» и «любовь до конца», частые в поэзии трубадуров.

Развитие поэзии

Поэзию труверов принято разделять на три периода:

РАСЦВЕТ — начинается с первыми подражателями провансальской поэзии. В этот период выделяются великие труверы, в большинстве своем участвовавшие в крестовых походах (конец 12 века): Conon de Bethune, Huon d’Oisy, Ричард Львиное Сердце, и т.д. Период завершается к началу 13 века

УПАДОК — с первых лет 13 века монотонность в лирической поэзии севера Франции повсеместна, и едва можно найти хоть один свежий голос

ВОЗРОЖДЕНИЕ — во второй четверти 13 века происходит полное обновление. Два важнейших представителя этого периода: Thibaut de Champagne и Colin Muset. Их искусство различно. Первый соединяет техническое совершенствотрубадуров с труверской глубиной чувств. Колен Мюзе вводит в поэзию много сцен повседневной жизни, что дало совсем новое направление поэзии: воспевание не великой дамы, а обычную земную любовь. С этого начинается уже окончательный упадок труверской поэзии

Другие песни фолк-группы «Травы ветра» слушайте здесь или на их странице ВКонтакте

Текст — вики и эти ваши интернеты

Максимегалонский институт медленного и болезненного выяснения самых что ни на есть очевидных вещей (МИМБВСЧНЕОВ)

Основан кто знает сколько тысячелетий назад.

Записывается в виде блога впервые

Яндекс.Дзен

Дисклеймер

Сайт AlgDeusEx.ru не является СМИ и не подлежит обязательной регистрации. Перед комментированием или каким-либо публичным  обсуждением материалов, размещенных на сайте, настоятельно  рекомендуется ознакомиться с ПРАВИЛАМИ

Информация

Сайт AlgDeusEx.ru является персональным блогом. По вопросам сотрудничества, размещения рекламы или приобретения прав на тексты и графические материалы — обращайтесь к администрации через чат либо свяжитесь через социальные сети.

Кто здесь?

Посещения 2019

Ваш IP: 3.236.164.119

КОНТАКТЫ

Copyright © 2015-2020 Alg Deus Ex

To Top
Авторизация
*
*
Генерация пароля
 АВТОРСКАЯ ФАНТАСТИКА

РОМАН-ТЕХНОФЭНТЕЗИ
47 Большой Медведицы

КУПИТЬ СЕЙЧАС!
close-link
Есть вопросы? Обращайтесь!